Как религиозный ритуал Хадж имеет свои базисы, соблюдение которых необходимо для принятия ритуала.
- ИХРАМ
Следует сделать нийяh[1] к началу соблюдения обряда. Желательно совершить Гусуль[2]. Всё это делается, не доезжая миката (даже если человек находится в самолете). Необходимо снять повседневную одежду и надеть специальную одежду, которая называется ихрамом. Для мужчин она состоит из двух кусков чистой желательно белой материи. Можно использовать как новую, так и бывшую в использовани материю.
Сунна:
— до ихрама использовать благовонии на тело, но не на одежду;
— читать Намаз в 2 рак‘ата, с намерением соблюдать Намаз-сунна для ихрама. После Намаза встать лицом в сторону Ка‘бы и произнести про себя следующие слова:
دَخَلْتُ في عَمَلِ الحَجّ
/дахальту фи ‘амалиль-Хадж/
«Я приступил к совершению Хаджа».
После этого произнести ат-тальбияh[3]:
لَبَّيْكَ اللّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ،
إِنَّ الحَمْدَ والنّعْمَةَ لَكَ والمُلْكَ لا شَرِيكَ لَكَ
/Ляббайкяллаhумма ляббайк, ляббайкя ля шарикя лякя ляббайк, инналь-хамда уан-ни‘мата лякя уаль-мульк, ля шарикя ляк/
это означает: «О Аллаh, мы повиновались Тебе и отозвались. Нет у Тебя соучастника. Воистину, Тебе хвала. Власть принадлежит Тебе и блага. Нет у Тебя соучастника».
Мужчины произносят громко, женщины – тоже вслух, но тише. После этого следует просить Аллаhа о благе и Рае, а также просить защиты от ада, затем читать ду‘а[4] о том, что желают себе и своим близким или для кого желают;
- для совершающего Хадж, при виде чего-либо удивительного или чего-либо непонравившегося, сказать:
لَبَّيْكَ إِنَّ العَيْشَ عَيْشُ الآخِرَةِ
/Ляббайкя инналь-‘айша ‘айшуль-ахирати/,
Это означает: «О, Аллаh! Мы повиновались Тебе и отозвались; истинная жизнь – это жизнь на Том Свете».
- ПОСЕЩЕНИЕ МЕСТНОСТИ ‘АРАФАТ
Сказал Пророк, мир Ему:
الحَجُّ عَرَفَةُ
/Аль-хаджжу ‘арафаh/
Что означает: «Хадж – это ‘Арафат»,
то есть одним из рукнов Хаджа является посещение местности ‘Арафат. Кто не успеет посетить местность ‘Арафат до рассвета 10-го Зуль-Хиджа, пропустит – Хадж.
Совершить посещение необходимо начиная после полудня 9-го числа месяца Зуль-Хиджа[5] и до рассвета следующего дня 10 числа Зуль-Хиджа.
Находиться хотя бы одну секунду в этом интервале времени – фард[6].
Сказали некоторые ученые, что по дороге в местности ‘Арафат, лучше произносить:
اللّهُمَّ إِلَيْكَ تَوَجَّهْتُ وَلِوَجْهِكَ الكَرِيمِ أَرَدْتُ، فَاجْعَلْ ذَنْبِي َمغْفُوراً
وَحَجِّي مبْرُوراً وَارْحَمْنِي وَلا تُخَيِّبْنِي إِنَّكَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
/Аллаhумма иляйкя тауаджджаhту уа лиуаджhикяль-карими арадту, фадж‘аль занби магфуран уа хаджджи мабруран уархамни уа ля тухаййибни иннакя ‘аля кулли шай-ин кодир/
Это означает: «О, Аллаh! Я обращаюсь к Тебе, прости мой грех и прими мой Хадж, и смилуйся надо мной. Воистину, Ты Всемогущий».
А также желательно больше читать ат-тальбийяh.
Сунны:
- Находиться на территории ‘Арафат от полудня до захода солнца;
- Совместить Намазы Аз—Зуhр и Аль-‘Аср;
- Для мужчин — стоят там, где стоял Пророк Мухаммад, мир Ему, возле больших камней у подножья горы Ар-Рахма, а для женщин – по краям этого места, чтобы не толпится с мужчинами (этот ритуал принимается у джунуба и у женщин в период менструации);
- Быть в состояние таhарат[7] и, стоя лицом в направлении Ка‘бы, читать ду‘а и зикр.
- НОЧЕВКА В МУЗДАЛИФА И БРОСАНИЕ КАМЕШКОВ В АЛЬ-‘АКАБА
Уажиб (обязанность) – ночевать в местности Муздалифа. В Муздалифа паломники собирают камешки, общим количеством – 70 штук.
Тот, кто хочет ночевать три ночи в местности Мина, собирает 70 камешков, а тот, кто захотел уехать от туда до захода солнца второго дня, собирает 49 камешков.
Он стоит в направлении Кя‘бы и многократно читает Ду‘а:
اللهم رَبَّنَا ءاتِنَا فِي الدُنْيَا حَسَنَةً وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ
/Аллаhумма Раббана атина фиддунья хасанаh уа филь-ахирати хасанаh уа кына ‘азабан-нар/
Это означает: «О, Аллаh! Дай нам благо в этой жизни, а также в следующей жизни и спаси нас от мук ада».
Паломники ночуют в Муздалифа, а затем выезжают оттуда на рассвете дня праздника в Мину для бросания 7 камешков при этом каждый из них должен попасть в колодец, при каждом броске следует произносить: «Аллаhу Акбар».
- БРИТЬЕ ИЛИ СТРИЖКА ВОЛОС
Мужчины стригутся налысо или подстригаются. Женщины волосы укорачивают. Минимум: сбрить или состричь хотя бы три волоска с головы, а для тех, у кого нет волос на голове, желательно провести по голове бритвой. Побриться налысо для мужчины лучше, чем подстричься ножницами.
Сказал Пророк Мухаммад, мир Ему:
اللّهُمَّ اغْفِرْ لِلْمُحَلِّقِينَ قَالُوا:وَالمُقَصِّرِينَ يَا رَسُولَ اللهِ، قَالَ:اللّهُمَّ اغْفِرْ لِلْمُحَلِّقِينَ قَالوُا:وَالمُقَصِّرِينَ يَا رَسُولَ اللهِ، ثُمَّ قَالَ:وَلِلْمُقَصِّرِينَ
رَوَاهُ البُخَارِيُّ
Что означает: «О, Аллаh! Прости тех, кто бреет голову». Люди спросили: «А тех, кто подстригает волосы, о Посланник Аллаhа?» Он сказал: «О, Аллаh! Прости тех, кто бреет голову». Люди опять спросили: «А тех, кто подстригает волосы, о Посланник Аллаhа?» Он сказал: «И тех, кто подстригает волосы».
Передал имам Аль-Бухарий.
- ТАУАФ – ОБХОЖДЕНИЕ ВОКРУГ КЯ‘БЫ
Обязательный Тауаф считается правильным, только после половины ночи праздника, до бросания камешков или после, но лучше, если он будет выполнен после бросания камешков и стрижки волос.
Условиями для Тауафа является: таhарат от состояния «джунуб», менструации, послеродового очищения, от малого хадаса, то есть быть в состоянии Аль-Ууду`, и быть чистым от непростительной наджасы, обязательно закрыть ‘аурат[8].
При сомнении в количестве обхождений берется минимальное число (подобно сучаю с рака’атами в Намазе).
Обхождение начинается со стороны Черного Камня[9], левым плечом к Ка‘бе. Нельзя поворачиваться к Ка‘бе грудью или спиной. Если из-за большого количества людей некоторое расстояние пришлось пройти грудью к Ка‘бе, то это расстояние следует пройти снова (возвращается к месту откуда повернулся грудью к Ка‘бе и продолжает свой Тауаф), иначе этот круг Тауафа считается недействительным. Обхождение желательно совершать пешком, но можно и верхом на животном, при этом желательно читать ду‘а:
اللهم رَبَّنَا ءاتِنَا فِي الدُنْيَا حَسَنَةً وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ
/Аллаhумма Роббана атина фиддунья хасанаh, уа филь-ахироти хасанаh, уа кына ‘азабаннар/
Это означает: «О, Аллаh! Дай нам благо в этой жизни и в Жизни Следующей, и спаси нас от мук ада».
Во время Тауафа можно читать ду‘а о том, что человек желает себе в этой и в Той жизни, а также тому, кому хочет из мусульман. Считается хорошим делом, если при обхождении человек читал Кур`ан.
Мужчинам желательно передвигаться быстрее (Сунна) в первых трех обхождениях (кругах Тауафа). При возможности следует поцеловать Черный Камень или протянуть к нему правую руку. После обхождения желательно прочитать ду‘а и Намаз в 2 рака‘ата.
- СА‘ИЙ – УСКОРЕННАЯ ХОДЬБА МЕЖДУ ХОЛМАМИ АС—САФА И АЛЬ-МАРУА
Са‘ий считается действительным только после совершения Тауафа. Но можно совершать Са‘ий с намерением фарда (обязанности) и после Тауафа-приветствия, то есть Тауафа-Сунна. А тот, кто не совершил Тауаф по приезду, ждет и совершает Са‘ий только после обязательного Тауафа.
Бег следует начинать с холма Ас—Сафа и заканчивать на холме Аль-Маруа. Са‘ий выполняется семь раз. Бег в одном направлении считается за один раз и в обратном направлении, также, считается как один раз. Таhарат от большого и малого хадаса не является условием для Са‘ий.
При выполнении Са‘ий произносят:
رَبّ اغْفِر وَارْحَمْ وَتَجَاوَزْ عَمَّا تَعْلَمُ إِنَّكَ أَنْتَ الأَعَزُّ الأَكْرَمُ
اللّهُمَّ آتِنَا فِي الدُنْيَا حَسَنَةً وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ
/Роббигфир уархам уа таджауаз ‘амма та‘ляму, иннакя Анталь-А‘аззуль-Акром; Аллаhумма атина фид-дунья хасанаh, уа филь-ахироти хасанаh, уа кына ‘азабаннар /
что означает: «О, Аллаh! Прости и смилуйся, воистину, Ты Дарующий и Милостивый. О Аллаh, дай нам благо в этой жизни и в Той жизни, и спаси нас от мук ада», и читают Священный Кур`ан.
- НОЧЕВКА В МИНА И БРОСАНИЕ КАМЕШКОВ В ДНИ АТ-ТАШРИК
Затем паломник отправляется в местность Мина в ночь первого из дней Ат-Ташрик и ночует там. После наступления времени Аз—Зуhр первого дня Ат-Ташрик бросают в три колодца камешки. В каждый бросают по семь камней начиная с маленького колодца и заканчивая большим. При бросании желательно произносить: «Аллаhу Акбар». Во второй день из дней Ат-Ташрик, повторяется тот же обряд, что и в первый день. Затем, если паломника застал закат солнца второго дня в Мина, то он обязан остаться и бросать камешки в третий день. Если кто-то боится за себя из-за давки, то может отложить бросание всех камней на третий день, а если не может физически, то поручает другому паломнику. Однако если может выполнить сам, поручать другому паломнику выполнить за него нельзя.
Вернувшись в Мекку, паломники совершают прощальный Тауаф.
А также является Сунной при возвращении из Хаджа произносить:
لا إلَهَ إلاّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَرِيكَ لَهُ، لَهُ المُلْكُ وَلَهُ الحَمْدُ
وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَىْءٍ قَدِيرٌ، آيِبُونَ عَابِدُونَ سَاجِدُونَ لِرَبّنَا حَامدُونَ،
صَدَقَ وَعْدَهُ، وَنَصَرَ عَبْدَهُ وَهَزَمَ الأَحْزَابَ وَحْدَهُ
/Ля иляhа илляллоh уахдаhу ля шарикя ляh, ляhуль-мульку уа ляhуль-хамду уа hуа ‘аля кулли шай-ин кодир; Айибуна ‘абидуна саджидуна лироббина хамидун, содако уа‘даh, уа насоро ‘абдаh, уа hазамаль-ахзаба уахдаh/
Это означает: «Нет божества кроме Аллаhа, Одного Единственного Создателя, Которому нет соучастника; Аллаh – Властелин всего, хвала Ему. Он Всемогущ. Мы просим прошения у Него за наши грехи, наша наивысшая степень поклонения и покорности и наши молитвы, наши суджуды только Ему. Только Ему наша хвала и благодарность. Воистину, нет сомнений в правдивости обещаний Аллаhа. И Он даровал победу Пророку, мир Ему, и враги терпят поражение».
[1] Намерение.
[2] Полное омовение тела.
[3] Произношение слов «Ляббайкяллаhумма ляббайк, ляббайкя ля шарикя лякя ляббайк, инналь-хамда уан-ни‘мата лякя уаль-мульк, ля шарикя ляк».
[4] Мольба.
[5] Один из месяцев лунного календаря.
[6] Обязанность.
[7] Ритуальное очищение.
[8] У мужчин – область тела от пупка до колен; у женщин – все тело, кроме лица и кистей рук.
[9] Камень из Рая, который вмонтирован в южный угол Ка‘бы.