Священная Ка’ба — первая мечеть на земле, которую построил первый человек – Пророк и Посланник Аллаhа Адам, мир Ему. В Кур`ане сказано о ней, что это первое сооружение для поклонения нашему Создателю – Аллаhу Всевышнему.
Слово «Ка‘ба» вероятнее всего происходит от слова «куб», так как здание мечети имеет кубообразную форму. Но есть и другое толкование как «высокое место, окруженное почетом и уважением». Кроме этого есть и другие названия Ка‘бы как «Байт аль-‘Атик», «самый ранний и древний», или его еще переводят как «независимый и освобожденный». Оба значения сочетаются в слове «Байт аль-Харам» – «Священный Дом».
Известно, что Ка’ба находится в центре земли, по вертикали до седьмого Неба, где есть Аль-Байтуль-Ма’мур — это особый молельный дом для Ангелов. Ка’ба служит кыблой – направлением при Намазе (куда поворачивает грудь выполняющий Намаз (стоя или сидя), и большинство тела — при руку’а и суджуде). Обход вокруг Ка’бы является неотъемлемой частью Хаджа.
Неподалеку от нее располагается Макам Ибраhим – это камень Пророка Ибраhима, мир Ему, который был спущен из Рая. В то время, когда Пророк Ибраhим с Пророком Исмаилем, мир Им, востанавливали Священную Ка’бу после потопа, камень из Рая поднимал Пророка Ибраhима на уровень следующего ряда кладки. Ныне паломники могут увидеть на нем отпечаток стопы Пророка Ибраhима, мир Ему.
В угол Священной Ка’бы на высоте примерно 1,5 м. вмурован «Черный камень». Это драгоценный камень, который был ниспущен из Рая. Он ранее имел белый цвет, но из-за прикосновений к нему язычников камень потускнел, почернел и утратил сияние. Во время обхождения вокруг мечети паломники стремятся поцеловать его или хотя бы прикоснуться рукой. Однако ни в коем случае нельзя думать, что мусульмане поклоняются Черному камню. Мусульмане поклоняются только Своему Создателю – Аллаhу Всевышнему.
Кисуа – так называют покрывало для Священной Ка’бы. Для каждого покрывала требуется около 736 кг. шелковой нити. Кисуа (покрывало) ткут на специальной фабрике в Мекке. В 1927 г. был образован первый цех, предназначенный исключительно для изготовления кисуа. В 1962 г. вместо цеха уже была открыта большая фабрика. На этой фабрике сейчас заняты более 240 ремесленников и технических специалистов, которым доверена честь изготовления кисуа. Фабрика ежегодно производит два покрывала для Ка’бы. Одной ее покрывают, а другая хранится в запасе на случай необходимости. Внешний слой кисуы ткут исключительно вручную на той же фабрике.
На кисуа вышиты фразы: «Нет божества кроме Аллаһа, и Мухаммад — Посланник Аллаһа», «Нет подобного Аллаһу», «Аллаһ чист от недостатков», «Аллаһ Всемогущий» и Имена Аллаһа.
На покрывало уходит около 670 рулонов ткани, длина которой, четырнадцать метров в высоту. На верхней трети ткани, есть полоса — 95 сантиметров в ширину и 45 метров в длину. Она состоит из шестнадцати частей и окружает покрывало со всех сторон. Эта полоса расшита Аятами из Кур’ана в стиле арабской каллиграфии, объемной вышивкой, серебряными и золотыми нитями. Под полосой, на части кисуа, покрывающей дверь, вышита Сура Аль-Ихляс в форме кругаи, обрамленная декоративными элементами квадратной формы. На той же высоте, тоже под полосой, вышиты шесть Аятов из Священного Кур’ана, каждый из которых обрамлен отдельной рамкой. В местах, разделяющих эти рамки в форме лампы написаны 11 фраз. На каждой отдельной стороне Ка’бы вышиты определенные Аяты из Кур’ана.
Есть сторона — Аль-Мультазам (между дверью Ка’бы и черным камнем), сторона Аль-Хиджр (обращенная к арке Хиджр Исмаиль), сторона — обращенная к Макам Ибраһим и сторона между двумя углами. Новой кисуай покрывают Ка’бу в девятый день месяца Зуль-Хиджа, во время ежегодного Паломничества в Мекку.
Перед тем, как это сделать, само строение моют, умащивают миском и временно покрывают белым покрывалом. Как только новая кисуа займет свое место, старую разрезают на части и раздают гостям в качестве подарков.
Ученые и историки сообщают, что реконструкция Ка‘бы производилась от 5 до 12 раз, последняя из которых была осуществлена в 1996 году.
После всемирного потопа, который произошел во времена Пророка Нуха (Ноя), и во время которого Ка’ба была разрушена, ее восстановили Пророк Ибраhим и Пророк Исма’иль, мир Им.
Известно, что курайшиты (представители племени Курайш) решили отстроить Ка’бу исключительно на деньги халяль и стали собирать для этого средства. Однако этих средств не хватило для того, чтобы построить Ка’бу такой, какой она была раньше. Поэтому они уменьшили длину стен так, что строение вместо прямоугольного стало квадратным. Таким образом, место Хиджр уже осталось вне самого строения Ка’бы, и оно осталось указателем настоящих Ее границ.
В очередной раз Ка‘ба перестраивалась при жизни Пророка Мухаммада, мир Ему. Когда реконструкция была завершена, между различными арабскими племенами возникли разногласия, кто вернет Черный Камень на место, так как эта миссия считалась очень почетной. Тогда, один из старейшин – Абу Умайя предложил, чтобы этот спор решил человек, который первым подойдет к Кя‘бе: им оказался Пророк Мухаммад, мир Ему. По Его совету было сделано следующее: камень положили на кусок материи; представители всех племен взялись за ткань и подняли ее на необходимую высоту, затем Посланник Аллаhа взял Черный Камень своими руками и установил на место.
В одном достоверном изречении Пророка Мухаммада, мир Ему, передано, что Он говорил ‘А`ише о курайшитах, которым тогда не хватило средств, чтобы построить Ка’бу как положено, но Он пожелал бы, чтобы место Хиджр входило в само строение Ка’бы, и чтобы в ней было две двери – восточная и западная. В 64 г. h., во времена правления Абдуллаhа ибн Аз-Зубайра, Ка’ба была отстроена заново с некоторыми изменениями, после того, как была разрушена омеядской. Абдуллаh ибн Аз-Зубайр решил построить Ка’бу такой, как описала ему его тетя ‘А`иша, жена Пророка, мир Ему, именно так, как она слышала это от самого Пророка, мир Ему. Основание, заложенное Пророком Ибраhимом, осталось. Во времена правления Абдуллаhа ибн Аз-Зубайра были сделаны две двери: одна – на восток, другая – на запад, одна — для входа, другая — для выхода, как хотел Пророк, мир Ему. В Ка’бу был включен Хиджр (полукруглая часть, примыкающая к Ка’бе). Таким образом Абдуллаh ибн Аз-Зубайр сделал следующие изменения: было сделано небольшое окошко в крыше Ка’бы для света; дверь была опущена до уровня земли и сделана еще одна дверь; была увеличена высота Ка’бы на девять локтей (приблизительно 4 метра), и ее высота стала 20 локтей (приблизительно 9 метров), ширина ее стен составляла 2 локтя (90 см); внутри Ка’бы было сделано три колонны вместо шести, которые были построены курайшитами. Аль-Хаджадж ибн Юсуф Ас-Сакафий во времена правления ‘Абдуль-Малика написал правителю письмо, в котором сообщил о том, что изменил Абдуллаh ибн Аз-Зубайр, перестроив Ка’бу. (тогда он думал, что Абдуллаh ибн Аз-Зубайр сделал это основываясь на своем личном мнении). ‘Абдуль-Малик ответил ему тем, что потребовал перестроить мечеть, как было раньше, во времена Пророка Мухаммада, мир Ему. Таким образам изменения были следующими: Аль-Хаджадж уменьшил объем сооружения, который не изменился до сегодняшнего дня; он отделил Хиджр; замуровал западную дверь, но оставил восточную; разрушил стену, окружавшую Хиджр; убрал деревянную лестницу внутри Ка’бы; уменьшил высоту двери на пять локтей и поднял ее выше. Когда ‘Абдуль-Малик ибн Маруан приехал из ‘Умры, он услышал Хадис о том, что сам Пророк Мухаммад, мир Ему, пожелал, чтобы Ка’ба была реконструирована в таком виде, в каком ее построил Абдуллаh ибн Аз-Зубайр, и обратился к ученому – Имаму Малику. Имам Малик объяснил, что это – святое, неприкосновенное место, и не должно быть такого, чтобы каждый правитель делал с ней то, что пожелает.
В 1040 г.h. во время Усманского государства из-за сильных дождей Ка’бу затопило водой. Вода доходила до уровня светильников в Ка’бе. Ка’ба нуждалась в капитальном ремонте. Правитель Египта Мухаммад ‘Али Паша отстроил ее заново. Он расходовал на перестройку большие суммы денег. Работы продолжались на протяжении полугода. Форма и размер здания остались такими же. Как во времена Пророка Мухаммада, мир Ему.
Большая реконструкция Ка’бы была проведена в период между маем и октябрем 1996 года. Во время этой реконструкции из первоначальных материалов остались только камни, а все другие элементы, включая крышу были заменены.
На сегодняшний день дверь Ка’бы расположена в восточной стене и находится на высоте примерно 2,5 метров от земли, для защиты от наводнений. Высота самой двери составляет примерно 3,06 метра, ширина – примерно 1,68 метра. Высота Ка‘бы составляет 12,05 метра, и ее общая площадь равна 191 кв. м. Внутренняя площадь Ка‘бы составляет 13х9 м. Толщина стен – 1 метр. Пол внутри на 2,2 метра выше места, где совершается Тауаф.
Ка’ба имеет водосточный «жёлоб милости» (Мизаб Ар-Рахма) — жёлоб для стока дождевой воды.
Один из историков подсчитал, что количество камней Ка‘бы, имеющих разную форму, равно 1614, однако при этом не были учтены камни, которые находились внутри стен.
Ка’бу содержат в порядке представители семьи Бану Шайба. У них так же хранятся ключи от дверей Ка’бы.
Первым свои полномочия представитель из этой семьи, получил, согласно преданиям, от Пророка Мухаммада, мир Ему. Два раза в год проводится церемония омовения Ка’бы: примерно за две недели до начала священного месяца Рамадан и за две недели до Хаджа.
Многие спрашивают: «А что находится внутри Ка‘бы?». Те, кому посчастливилось побывать внутри, утверждают, что там находятся две колонны (другие говорят о трех), стол, чтобы ставить на него какие-либо предметы, например, благовония, – к потолку прикреплены две лампы, там нет электрического освещения и окон. Внутри здания может поместиться примерно 50 человек. Стены и полы сделаны из мрамора. Верхняя часть внутренних стен Ка‘бы закрыта занавесом, на котором написаны Исламские Свидетельства.