Посещение могилы Пророка, мир Ему, сахабами

Известен Хадис, переданный Аль-Баззаром и Ад-Дар Кутний от ибн ‘Умара, да благословит их Аллаh, о том, что Пророк, мир Ему, сказал:

مَن زَارَ قَبْرِي وَجَبَتْ لَهُ شَفَاعَتِ

/Ман зара кобри уаджябат ляhу шафа‘ати/

Это означает: «Кто посетил Мою могилу, тот достоин Моего Заступничества».

Посещение могилы Пророка, мир Ему, является сунной. Это подтвердили имамы четырех мазhабов и другие Исламские ученые.

Многие сахаба посещали могилу Пророка Мухаммада, мир Ему, после Его смерти, например, Абу Айюб Аль-Ансарий (первый человек, которого посетил Пророк Мухаммад, мир Ему, после переселения в Медину). Когда он приходил к могиле Пророка Мухаммада, мир Ему, то клал свое лицо на Его могилу. Правитель Маруан ибн Хатм спросил его: «Что ты делаешь?». Абу Айюб ответил: «Я пришел к Пророку, я не пришел к камням. Я слышал, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «Не переживайте, когда во главе общины стоят достойные, богобоязненные правители, беспокойтесь, когда ею правят недостойные».

Самhуди в книге «Уафа уаль-Уафа» передал, что сахаба Биляль ибн Рабах, когда пребывал в странах Шама, увидел во сне Пророка Мухаммада, мир Ему, который сказал: «Ты давно не посещал меня». После этого Биляль ибн Рабах поехал в Медину, подошел к могиле Посланника Аллаhа, мир Ему, и заплакал. Он приехал в Медину именно для того, чтобы совершить Зиярат. Из Хадисов Пророка Мухаммада, мир Ему, мы знаем, что Биляль ибн Рабах является одним из тех, кому еще при жизни было сказано, что он будет в Раю. Передал Аль-Хаким в книге «Аль-Мустадрак», что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

ليَهْبِطَنَّ عيسى ابن مريم حكَماً مُقسِطا، وليسلُكنَّ فجّاً حاجّاً أو مُعتمرا، وليأتينَّ قبري حتى يُسلّم عليَّ، ولأردنَّ عليه

 «Когда снизойдет Пророк ‘Иса ибн Марьям, наступит справедливость. Он придет ко Мне, совершая Хадж или ‘Умра. Он поприветствует Меня, и Я отвечу Ему».

Существует иджма‘ – единогласное мнение исламских теологов о том, что посещение могилы Пророка Мухаммада, мир Ему – благое деяние. Приведем мнения ученых четырех школ Ислама по этому вопросу.

О дозволенности посещения могилы Пророка Мухаммада, мир Ему, в разных школах:

  • Мазhаб Имама Аш-Шафи‘ий: Имам Аль-Газалий в книге «Ихья ‘улюмид-дин» («Оживление религиозных наук»), Имам Аль-Багауий в книге «Таhзиб», Имам ‘Иззуд-Дин ибн ‘Абдус-Салям, Абу ‘Амр ибн АсСалях, Имам Ан-Науауий в книге «Аль-Манасик» («Правила совершенияХаджа»), в разделе «Посещение могилы Пророка Мухаммада, мир Ему», сказали, что посещение могилы Пророка Мухаммада, мир Ему, – благое деяние, за которое человек получит большое вознаграждение и, если была на то Воля Бога, получит то, что он желает.
  • Мазhаб Имама Абу-Ханифа: Имам Абу Мансур Мухаммад Аль-Карманий и Имам ‘Абдуллаh ибн Махмуд в книге «ШархАль-Мухтар» («Избранные разъяснения») и ‘Абдуль-Басит Аль-Фахурий в книге «Аль-Кифайя ли зауий Аль-‘Инайя», Имам Абуль-‘Аббас Аль-Суруджи сказали: «Кто завершил совершение Хаджа, пусть направляется к могиле Пророка Мухаммада, мир Ему, ибо это похвальное деяние».
  • Мазhаб Имама Малика: Имам ‘Абдуль-ХаккАс-Сакалий передал от Абу ‘Имрана Аль-Малики в книге «Таhзиб АтТалиб», что посещение могилы Пророка Мухаммада, мир Ему, является уаджибом.
    Аль-‘Абди Аль-Малики в книге «Шарх Ар-Рисаля» сказал, что идти пешком в Медину для того, чтобы посетить могилу Посланника Аллаhа, лучше, чем идти пешком для посещения Ка‘бы (но не с целью совершения Хаджа) и Бейт «Аль-Макдис» («Аль-Кудс»).
  • Мазhаб Имама Ахмада ибн Ханбаля: Ибн Аль-Хаттаб, МахфузАль-Кальуазий в книге «Аль-hидайя» («Истина»), в разделе о Хадже сказал: «Желательно посетить могилы Пророка Мухаммада, мир Ему, и Его сподвижников».
    Имам Ахмад ибн Ханбаль в книге «Ар-Ри‘айя Аль-Кубра» сказал: «Кто закончил совершение Хаджа, тому желательно посетить могилу Пророка Мухаммада, мир Ему, и Его сподвижников. А если он хочет, то может посетить могилу Пророка до совершения Хаджа».

Слова теологов Ислама, представителей четырех основных мазhабов (школ), ясно подтверждают, что заблудшие те, кто утверждает, что запрещено посещение могилы Пророка Мухаммада, мир Ему. В частности, Ибн Таймия обманывал, утверждая, что Хадисы о посещении могилы Пророка Мухаммада, мир Ему, – ложные. Также являются ложью слова Ибн Таймии о том, что посещение могилы Пророка Мухаммада, мир Ему, якобы является грехом.

При посещении могилы следует иметь искреннее намерение ради Аллаhа. Подобное намерение делается во время поездки к мечети Пророка Мухаммада, мир Ему. Также следует прочитать молитву в ней. Затем пусть человек просит у Аллаhа, чтобы ему была польза от этого посещения, и чтобы все это было принято Аллаhом Всевышним. Перед тем, как зайти в мечеть желательно сделать гусуль-сунну и надеть чистую одежду. При входе в мечеть Пророка Мухаммада, мир Ему, следует произнести:

بِسْمِ اللهِ وَالحَمْدُ لله اللّهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِهِ وَسلِّم

اللّهُمَّ اغْفِرْ لِي ذُنُو بي وَافْتَحْ لِي أَبْوَابَ رَحْمَتِكَ

/Бисмилляhи уаль-хамду лилляhи, Аллаhумма солли ‘аля Мухаммад, уа ‘аля алиhи уа саллям; Аллаhумма-гфир ли зунуби уа-фтах ли абуаба рохматик/

Это означает: «С Именем Аллаhа, Хвала Аллаhу! О Аллаh, дай больше почета и величия нашему Пророку Мухаммаду, и защити Его общину. О Аллаh, прости мои грехи и открой мне двери милости».

Следует не забыть выполнить Намаз в знак приветствия мечети.

Подходя к священной могиле, следует повернуться спиной к Ка‘бе, а лицом – к стене Могилы на расстояние около 4-х локтей и стоять, опустив глаза. Нужно стремиться, чтобы сердце было чисто от привязанности к этой жизни и наполнено уважением к Пророку, мир Ему.

Потом человек произносит вполголоса:

السَّلامُ عَلَيْكَ يَا رَسُولَ اللهِ، السلاَمُ عَلَيْكَ يَا نَبيَّ الله السَّلاَمُ عَلَيْكَ يَا خيرة الله، السلام عليك يا حبيب الله، السلام عليك يا صفوة الله، السلام عليك يا سيد المرسلين وخاتم النبيين، السلام عليك يا خير الخلق أجمعين، السلام عليك يا قائد الغر المحجلين، السلام عليك وعلى ءالك وأهل بيتك وأزواجك وأصحابك الطيبين الطاهرين، السلام عليك وعلى سائر الأنبياء والمرسلين، جزاك الله يا رسول الله عنا أفضل ما جزى نبياً ورسولاً عن أمته، صلى الله عليك كلما ذكرك ذاكر وغفل عن ذكرك غافلأفضل وأكمل وأطيب ما صلى على أحد من الخلق أجمعين.

أشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له، وأشهد أنك عبده ورسوله وخيرته من خلقه وأشهد أنك قد بلغت الرسالة وأديت الأمانة ونصحت الأمة، وجاهدت في الله حق جهاده.

اللهم وءاته الوسيلة والفضيلة وابعثه مقاماً محموداً الذي وعدته وءاته نهاية ما ينبغي أن يسأله السائلون، اللهم صل على محمد عبدك ورسولك النبي الأمي وعلى ءال محمد وأزواجه وذريته كما صليت على إبراهيم وعلى ءال ابراهيم وبارك على محمد النبي الأمي وعلى ءال محمد وأزواجه وذريته كما باركت على إبراهيم وعلى ال إبراهيم في العالمين إنك حميد مجيد.

Это означает: «Ассаляму ‘аляйкя, о, Посланник Аллаhа! Ассаляму ‘аляйкя, о, Пророк Аллаhа! Ассаляму ‘аляйкя, о, избранный Аллаhом! Ассаляму ‘аляйкя, о любимый Аллаhом! Ассаляму ‘аляйкя, о, Господин всех Посланников и последний из Пророков! Ассаляму ‘аляйкя, о, самый лучший из созданных! Ассаляму ‘аляйкя, о, глава благочестивых, мир Тебе и Твоей семье, Твоим потомкам, Твоим женам, Твоим благочестивым сподвижникам, мир Тебе и всем Пророкам и Посланникам! Пусть Аллаh дарует Тебе в ответ за все блага, которые нам дарованы Всевышним наилучшее из всего того, что даровано каждому из Пророков и Посланников! Мир Им в ответ за блага, которые благодаря Им дарованы Их общинам!

Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаhа, нет Ему соучастника. Я свидетельствую, что Ты – раб и Посланник Аллаhа, самый лучший из созданных. Я свидетельствую, что Ты выполнил Твою миссию и передал все, что было повелено тебе передать, ты дал наставление Умме (общине) и Ты не ленился ни на мгновение в распространении Веры. О Аллаh даруй нашему Пророку Мухаммаду, мир Ему, величие и особое благо. Воистину Ты Всемогущ и даруешь Пророку Мухаммаду, мир Ему, то, что обещал. Просим, чтобы Ему было дано Пророку самое лучшее, что каждый просит для себя. О Аллah! Пусть будет даровано величие Твоему рабу и Посланнику – Пророку Мухаммаду, Который не умел ни читать ни писать, а также пусть будет даровано каждому благочестивому, Который поддерживал Пророка, а также пусть будет даровано Его женам и потомству, как и было даровано Ибраhиму и Его семейству. О, Аллah! Пусть будет даровано благословение Твоему Пророку Мухаммаду, Который не умел ни читать, ни писать, а также пусть будет даровано каждому благочестивому, Который поддерживал Пророка, а также пусть будет даровано Его женам и потомству, как и было даровано Ибраhиму и Его семейству. Воистину все восхваление и слава Тебе».

Кто не смог запомнить эти слова или имел мало времени, то пусть скажет хотя бы:
«Ассаляму ‘алейка йа Расуляллаh».

Затем, делает шаг вправо и приветствует Абу Бакра, говоря:

السَّلامُ عَلَيْكَ يَا أَبَا بَكْرٍ صَفِيَّ رَسُولِ اللهِ وَثَانِيَهُ فِي الغَارِ

جَزَاكَ الله عَنْ أُمّةِ نَبِيِّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسلَّمَ خَيْراً

/Ассаляму ‘аляйкя, йа Аба Бакрин – софийя Росулилляhи уа санияhу филь-гари джазакаллаhу ‘ан уммати набиййhи солляллаhу ‘аляйhи уа салляма хойран/

Это означает: «Ассаляму ‘аляйкя, о, Абу Бакр, друг Посланника Аллаhа и Его спутник в пещере! Да вознаградит тебя Аллаh за то, что ты принес много пользы общине Пророка, мир Ему!».

Затем передвигается вправо на расстояние один локоть и приветствует ‘Умара ибн Хаттаба, говоря:

السَّلامُ عَلَيْكَ يَا عُمَرُ أَعَزَّ اللهُ بِكَ الإِسْلامَ

جَزَاكَ اللهُ عَنْ أُمّةِ نَبِيِّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ خَيْراً

/Ассаляму ‘аляйкя, йа ‘Умар! А‘аззаллаhу бикяль-Исляма, джазакаллаhу ‘ан уммати набиййhисолляллаhу ‘аляйhи уа саллям хойран/

Это означает: «Ассаляму ‘аляйкя, о, ‘Умар! Когда ты принял Ислам, мусульмане окрепли; да вознаградит тебя Аллаh за то, что ты принес много пользы общине Пророка Мухаммада, мир Ему».

Затем возвращается на свое первоначальное место и просит Аллаhа через Пророка, мир Ему, потом поворачивается в сторону Ка‘бы и читает ду‘а для себя и для тех, кому хочет. И, если кто-то попросил передать Салям, то передает его слова:

السَّلامُ عَلَيْكَ يَا رَسُولَ اللهِ منْ

/Ассаляму ‘аляйкя, йа Росуляллаh мин …/

Это означает: «Ассаляму ‘аляйкя, о, Посланник Аллаhа от …» и называет имя человека.

Или говорит: «Салям тебе, о, Посланник Аллаhа от …».

Находясь в Мечети Пророка, мир Ему, нужно стремиться как можно больше совершить Намазов. Сказал Пророк Мухаммад, мир Ему: «Вознаграждение за один Намаз, совершенный в мечети «Аль-Харам», в сто тысяч раз больше, чем вознаграждение за Намаз, совершенный в обычной мечети; вознаграждение за один Намаз, совершенный в мечети Пророка, мир Ему, — в тысячу раз больше; вознаграждение за Намаз, прочитанный в мечети «Аль-Акса», — в пятьсот раз больше».

Наиболее почетным местом мечети является Рауда (место между минбаром и могилой Пророка, мир Ему). Абу hурайра передал, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «Место между Моей могилой и минбаром называется «Рауда». Это один из садов Рая». Передали Имамы Бухарий и Муслим.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *