Хадж – это паломничество, целенаправленное посещение Ка’бы[1], того Дома, о котором Всевышний сказал в Кур`ане (Сура Али ‘Имран, Аяты 96-97):
إِنَّ أَوَّلَ بَيْتٍ وُضِعَ لِلنَّاسِ لَلَّذِي بِبَكَّةَ مُبَارَكًا وَهُدًى لِّلْعَالَمِينَ فِيهِ ءايَاتٌ بَيِّنَاتٌ مَّقَامُ إِبْرَاهِيمَ وَمَن دَخَلَهُ كَانَ ءامِنًا﴾ ﴿
Это означает: «Воистину, первым домом, который был построен Адамом для людей, является тот, который находится в Мекке. Он был воздвигнут для миров как благословение и руководство к спасению. В нем есть ясные знамения: там находится макам Ибраhима (Авраама) – то место, где стоял Пророк Ибраhим. Тот, кто войдет в эту мечеть – окажется в безопасности».
Паломничество обязан совершить один раз в жизни каждый разумный (не сумасшедший), совершеннолетний, свободный от рабства мусульманин, если имеет для этого финансовую возможность (имеет достаточно средств погасить долги, а также, чтобы их хватило на поездку туда и обратно, на его проживание во время Хаджа и, кроме этого, на обеспечение необходимым тех, кто находится на его попечении во время его отсутствия).
Обязанность Хаджа подтверждается в Кур`ане и Сунне[2]. Он является не подлежащим сомнению одним из пяти столпов Ислама. Поэтому непризнание обязанности паломничества противоречит нашей религии.
Аллаh Всевышний сказал в Кур`ане (Сура «Али ‘Имран», Аят 97):
وَللهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ البَيْتِ مَنِ اسْتَطاعَ إلَيْهِ سَبِيلا﴾ ﴿
Это означает: «Аллаh повелел совершить Хадж тем, кто в состоянии совершить его».
А также сказано в Кур`ане (Сура «Аль-Хадж», Аят 27):
وَأَذّنْ فِي النَّاسِ بِالحَجّ يَأْتُوكَ رِجَالاً وَعَلَى كُلّ ضَامِرٍ يَأْتِينَ مِنْ كُلّ فَجّ عَمِيق﴾ ﴿
это означает: «Надо поведать людям о Хадже, и тогда – они придут пешком и на разных верховых животных. Придут из разных отдаленных мест».
И сказал Пророк Мухаммад, мир Ему:
بُنِيَ الإِسْلامُ عَلَى خَمْسٍ شَهَادَةِ أَنْ لا إِلَهَ إِلاّ اللهُ وَأَنَّ مُحَمَّداً رَسُولُ اللهِ وَإِقَامِ الصَّلاةِ، وَإِيتَاءِ الزَّكاةِ، وَحَجّ البَيْتِ، وَصَوْمِ رَمَضَان
Это означает: «Ислам основывается на пяти столпах:
- Свидетельство того, что нет божества кроме Аллаhа и Мухаммад — Его Пророк и Посланник;
- Совершение пяти обязательных Намазов в сутки;
- Ежегодное отчисление средств состоятельными мусульманами в качестве Закята (обязательной милостыни);
- Совершение Паломничества (Хадж) к Священному Дому (Ка’бе);
- Соблюдение Поста в месяц Рамадан».
Передали данное изречение Аль-Бухарий и Муслим.
Об обязанности Хаджа поведал и Ибн ‘Аббас, ссылаясь на Пророка Мухаммада, мир Ему, который сказал в своей проповеди, что означает: «О люди! Вам предписано совершить Хадж, так совершите его». Далее Ибн ‘Аббас рассказал, что Аль-Акра‘а ибн Хабис встал и спросил у Пророка, мир Ему: «А каждый ли год, о Пророк?» На это Он ответил, что означает: «Если я скажу так, то это будет обязательно, но вы не в состоянии совершать Его ежегодно; совершите Хадж хотя бы раз в жизни. Если же кто-то совершит Хадж несколько раз, то это его добровольное дело». И продолжил Посланник Аллаhа, мир Ему, означающее: «Вам предписано совершить Хадж». Этот Хадис, как и ранее упомянутые Аяты Кур`ана, является доказательством того, что совершение Хаджа – обязанность для мусульман, отвечающих определенным условиям.
Что касается ‘Умры, то часть ученых считает, что это желательно. По мнению других ‘Умра обязательна (уаджиб).
История ритуала Хаджа уходит в древность. Когда Аллаh повелел Пророку Ибраhиму призвать людей к совершению Хаджа, Посланник спросил: «А как призвать, чтобы слышали все?» В ответ Ему было дано Откровение о том, что Господь Сам даст услышать призыв Пророка. Известно, что все Пророки после Ибраhима выполняли Хадж.
По Воле Бога, когда Пророк Ибраhим возвестил о том, что Аллаh повелел совершать Паломничество, его воззвание услышали те души, которым суждено совершить Хадж с того времени и до Конца Света. А души, которым не было суждено совершить его, не услышали призыва в тот день.
Ритуал Хаджа отличается от других основных столпов Ислама, таких как, например, Намаз[3], Закят[4], Пост, тем, что Хадж – это обряд особого рода, характеризующийся единством времени и места его совершения. Для обязательных молитв и Поста также есть определенное время, однако мусульмане во всем мире могут молиться и соблюдать Пост в тех местах, где они находятся в данный момент. То же самое относится и к Закяту.
Что касается Хаджа, то он отличается единством времени совершения. Он совершается лишь в определенные месяца, упомянутые в Кур`ане, а также единством места, так как гости Священного Дома (Ка‘бы) совершают обряды Хаджа в известном и определенном месте между местностью ‘Арафат и Ка‘бой, проходя по местности Мина и Муздалифа[5], о чем также упомянуто в Небесной Книге.
Польза Хаджа для людей — очищение от грехов. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
مَنْ حَجَّ فَلَمْ يَرْفُثْ وَلَمْ يَفْسُقْ خَرَجَ مِنْ ذُنُوبِهِ كَيَومِ وَلَدَتْهُ أُ مُّهُ
«Тот, кто выполнил Хадж без нарушений, не совершивший при этом полового акта – а также не делал большого греха, очистился от грехов, и стал чистым подобно новорожденному».
[1] Священный Дом. Кубообразное строение, которое находится в Мекке и называется масджид Аль-Харам.
[2] Действия и слова Пророка Мухаммада, мир Ему.
[3] Совершение пяти обязательных Намазов в сутки.
[4] Ежегодное отчисление cредств состоятельными мусульманами в пользу нуждающихся.
[5] Местности на Аравийском полуострове, в районе г. Мекки.